Селдон
2008

Сказка про электронную репку

«Убежден, в России сейчас есть все возможности, чтобы к 2015 году войти в число стран – лидеров глобального информационного пространства. Но достижение такого ориентира, безусловно, потребует четко скоординированной работы органов власти, представителей бизнеса и гражданского общества» .

В.В. Путин
Из вступительного слова на заседании Совета Безопасности по вопросу развития информационного общества в России, 25 июля 2007 г.

В прошлом году представители аналитической компании Gartner объявили, что концепция «электронного правительства» (системы государственного управления на основе электронных средств обработки, передачи и распространения информации) в различных странах не привела к ожидаемым результатам, требуется замена старых механизмов работы с гражданами. Им вторят и  исследователи из компании Government Insights, прогнозирующие внедрение в большинстве государств в 2008 году «Правительства 2.0» (Gov 2.0), благодаря которому власти смогут активнее общаться со своими гражданами и правительствами других стран.

В России говорить о смене концепции электронного правительства (ЭП) пока рано, его создание еще в перспективе. Программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)», в рамках которой и планировалось начать оказывать населению услуги в электронном виде, по оценке Минэкономразвития в 2007 году вошла в пятерку проблемных и наименее эффективно реализуемых программ. После нескольких лет затяжного внедрения «Электронной России» пришло понимание того, что без реформирования государственной структуры дальнейшая реализация проекта невозможна.

 

Ветер перемен

О необходимости Административной реформы заговорили уже в 2003 году, практически сразу после запуска проекта «Электронная Россия». Ее реализация началась только три года спустя, в 2006 году. Еще через год, в 2007, административная реформа и построение электронного правительства получили единый координирующий орган в виде Правительственной комиссии по административной реформе как взаимозависимые программы.  Обе в основном преследуют две существенные цели: повышение качества оказания услуг населению и оптимизация деятельности правительства как такового. В конечном итоге построение электронного правительства посредством проведения административной реформы и внедрением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в государственное управление должно обеспечить не только более действенное и менее затратное администрирование, но и  кардинальное изменение взаимоотношений между обществом и правительством.  Работа государственной службы станет прозрачнее, эффективнее, производительнее, без бюрократической волокиты. Население сможет пользоваться правительственными услугами независимо от географического месторасположения и времени суток (в частности, через интернет), активно участвовать в процессах руководства и управления страной, влиять на общественные процессы благодаря улучшенному доступу к различного рода информации. Но это в идеальном варианте. Планируется проведение работы в несколько этапов. На первом этапе создания электронного правительства на сайтах ведомств будут размещены бланки заявок и форм. На втором этапе население сможет подавать заявления через сайты, заполнив соответствующие интерактивные формы и заверив свое заявление электронной цифровой подписью. На следующем этапе гражданин сможет, заходя на сайт, получать сведения о результате рассмотрения его вопросов. Несмотря на то, что создание ЭП находится еще в зачаточном состоянии, прогнозы министра информтехнологий и связи Леонида Реймана оптимистичны: «Уже к 2010 году мы сможем перевести взаимодействие по 10 наиболее значимым услугам в электронный вид». Но это подразумевает проведения огромного объема работ за сравнительно короткий промежуток времени. В первую очередь, обеспечение готовности населения, а также самих госструктур к переходу на новые методы работы. При этом четких стандартов и указаний, как это сделать, нет, на федеральном уровне была прописана только общая концепция. Каждому субъекту федерации предложили решать вопрос по-своему. В итоге регионы «реформируются» «кто во что горазд». Естественно, и результаты у всех достигнуты совершенно разные.

 

Его пример – другим наука

Одним из наиболее показательных регионов в плане создания эффективного электронного правительства является Татарстан. Административная реформа здесь началась еще в 1996 году. Всего за два года была разработана система стандартов и норм, а уже к 2001 году практически закончилось формирования новой организационной структуры правительства. С 2002 года в республике Татарстан вводится первый пилотный комплекс обслуживания населения по типу «одного окна». В рамках проекта «Электронное правительство» все органы исполнительной государственной власти перешли на систему электронного документооборота. По положению кабинета министров республики при принятии общественно значимых государственных программ обязательно учитывается общественное мнение жителей республики. Весь процесс работы госучреждений публичен.

 

Каждый молодец на свой образец

В Ижевске о том, что в рамках программы «Электронная Россия» проводится Административная реформа, по данным сайта муниципального образования «город Ижевск», информированы только 5% горожан. Непосредственно сама реформа начата только в этом году. «Долго запрягали» – в 2006 году, когда на федеральном уровне был объявлен конкурс на региональные программы по Административной реформе (тридцатка лучших проектов получала финансирование из федерального бюджета), Удмуртия в этот список не вошла: в республике к тому времени только и успели, что создать координационный орган по Административной реформе. Зато в следующем году Удмуртская Республика подготовилась к конкурсу основательно: при Президенте УР была создана Республиканская комиссия по проведению административной реформы в УР, в короткие сроки принята программа по ее реализации.

В итоге в этом году Удмуртская Республика вошла в первую десятку по рейтингу поддержки мероприятий административной реформы исполнительными органами государственной власти. Она разделила 8-10 места с Тульской и Ульяновской областями. На конкурс был представлен проект по повышению качества государственных и муниципальных услуг на базе создаваемого в Ижевске многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг. На реализацию этого проекта Удмуртии выделено почти 12млн рублей.

В полтора раза больше (18, 545 млн рублей) запланировано на мероприятия муниципальной целевой программы «Административная реформа в муниципальном образовании «город Ижевск» на 2008-2009 годы». Финансирование ожидается из трех источников: из бюджетов города Ижевска, Удмуртской Республики, Российской Федерации. Казалось бы – план составлен, денежный вопрос решен. Однако пока, по большому счету, дело ограничивается укреплением материальной базы органов местного самоуправления (закупкой компьютеров) и разработкой административных регламентов (конкретное формулирование полномочий, обязанностей и прав государственных структур) – по данным того же сайта,  степень их разработки и внедрения в столице республики не превышает 5%. В первую очередь, это обусловлено тем, что стандарты, являющиеся одной  из важнейших составляющих административной реформы и на основе которых и разрабатываются административные регламенты, еще только формируются.  В дальнейшем исполнение готовых стандартов будут гарантировать бизнес-процессы, которые затем станут автоматизированными. Судя по названию процессов, немаловажная роль в построении ЭП отводится бизнесу.

 

Спасение утопающих

Однако представители бизнеса пока не спешат участвовать в построении электронного правительства, хотя и проявляют заинтересованность. Некоторая осторожность объясняется рядом причин.  Основные из них – отсутствие адаптации программы к нуждам регионов и не поставленное на государственную основу обобщение опыта субъектов РФ , где построение ЭП достигло определенного уровня зрелости. То же самое отметили и участники 3-й Международной конференции «Современные технологии государственного управления e-Government», основная тема которой была «Электронное правительство электронного региона России. Итоги развития 2002 – 2007 годов». На мероприятии к недостаткам административной реформы и построению ЭП было отнесено и то, что определенная для создания административных регламентов методика не содержит соответствующих установок и рекомендаций. По этой причине большая часть реализованных и планируемых к реализации электронных услуг, ряд полезных инноваций, направленных на защиту интересов потребителей, не ориентированы или слабо ориентированы на цели и принципы работы электронных правительств. По мнению участников конференции, стандарты и методики требуют доработки, только тогда «маховик» сдвинется с места.  Пока же некоторые регионы пытаются самостоятельно объединиться для создания центров компетенции и совместного построения зрелого ЭП.

 

Эх, дубинушка, ухнем…

В США, где самый высокий в мире индекс электронного правительства, в интернете создано более 20 тысяч правительственных сайтов для обслуживания потребностей общества. Даже если поделить это количество на 50 штатов, получается около 400 сайтов на каждый. В России в большинстве регионов функционирует не более одного правительственного сайта. При этом до времени, определенного в проекте «Стратегия развития информационного общества в России», для перехода страны в лидеры глобального информационного пространства, осталось всего 7 лет. Согласно этому же документу, для достижения такого ориентира требуются усилия не только органов власти и представителей бизнеса, но и активное участие в процессе гражданского общества. Возможно, население и станет той «мышкой», тем последним усилием, которое и помогло вытащить сказочную репку.

 

Владимир Дрожжинов, к.ф.-м.н., председатель правления Центр компетенции по электронному правительству

Основная проблема создания электронных правительств в России состоит в том, что она не поставлена как системная проблема с единым общим охватом всех уровней власти, как это делается, скажем, в ФРГ, Бельгии или Канаде. Отсутствует договор федерального центра с регионами и муниципалитетами о совместной разработке интегрированного э-правительства России на базе единого бюджета. Отсюда дублирование разработок, низкое тиражирование…

Если посмотреть на создание таких общегосударственных инфраструктурных систем, как ГАС Выборы или Система выдачи паспортно-визовых документов нового вида (биометрических загранпаспортов), то сразу бросается в глаза, что их управление и надзор за реализацией начинались с уровня Президента страны, через соответствующие управления Администрации Президента, далее на уровень федерального правительства, с него на межведомственную рабочую группу, возглавляемую Главным конструктором системы и далее уже на минаистерства и ведомства. Почему-то для э-правительств такая структура не была построена, хотя управлять страной, регионом или муниципалитетом не менее сложно, чем считать итоги выборов.

Другой аспект проблемы – отсутствие интегрированной системы связи органов власти всех уровней. После обнуления ФАПСИ соответствующая ФЦП перестала реализовываться и не понятно стало, кто-же занимается проектированием и развитием сетевой инфраструктурой страны. В тоже время успех состоявшейся тотальной компьютеризации городских и сельских школ и подключение их к Интернет показали, что задача решаема в обозримые сроки.

Кто-то из классиков марксизма сказал, что человек отличается от пчелы тем, что прежде, чем что-то построить на земле, он строит это в голове. Создание методологического обеспечения создания э-правительства, необходимого набора стандартов взаимодействия информационных систем только называлось в мероприятиях ФЦП «Э-Россия», но так и не состоялась.

Наверно где-то осенью налогоплательщики узнают, что измениться в деле строительства в России электронных правительств. Для начала Мининформсвязи уже переименовали и информационные технологии исчезли из названия нового министерства…


Ольга Хеймдаль



Комментировать




Владимир Музлов: "У нас работают лучшие в Удмуртии специалисты в области офтальмологии"

...

Тамара Казанская: "С начала года к специалистам кадастровой палаты за помощью обратились уже 427 человек"

...

Вячеслав Максимов: "Про нас даже говорят, что в Удмуртии работают настоящие кудесники"

...

Елена Садовникова: "Наши услуги очень востребованы в Глазове и в районах северного куста"

...

Яндекс.Метрика
www.izhevskinfo.ru
Купол
Полиграф
Пресс-Тайм
Управление Госэкспертизы
Разработка сайта - "Мифорс" / Дизайн-студия "Мухина"