Национальная премия бизнес-коммуникаций
Работа Государственного совета Удмуртии, первый состав которого был избран 26 марта 1995 года, – это не только принятие оперативных решений. Это работа на перспективу. Многие законодательные акты обретали свою истинную значимость спустя время после их официального утверждения. Поэтому только хронологическая оценка деятельности Госсовета позволяет представить весь масштаб работы республиканского парламента.
Александр Волков, Президент Удмуртской Республики, председатель Государственного совета УР с 19 апреля 1995 года по 3 ноября 2000 года
Александр Волков, Президент Удмуртской Республики, председатель Государственного совета УР с 19 апреля 1995 года по 3 ноября 2000 года
Редакция журнала не могла оставить без внимания знаковую для Удмуртии дату. Мы обратились с просьбой к председателям Госсовета, возглавлявшим этот законодательный орган в разные годы его работы, и попросили ответить на два вопроса: что являлось приоритетным в их работе на этом посту, и что они считают своим главным достижением?

Мы искренне благодарны нашим уважаемым респондентам – и особенно Александру Александровичу Волкову – за то, что нашли время ответить на вопросы редакции.

– Председатель Государственного совета Удмуртии был тогда по Конституции высшим должностным лицом республики. Это обстоятельство и определило несколько наиболее важных направлений работы.

Во-первых, это выстраивание внятной и осмысленной системы отношений с федеральным центром. Игры в «суверенитет», которыми увлеклись некоторые национальные республики России, могли завести нас слишком далеко. Поэтому первое, что мы сделали после избрания, – ускорили работу над проектом Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и Удмуртии, который был подписан в Москве 17 октября 1995 года.

Это был седьмой по счету Договор, подписанный субъектами России. Тогда же мы подписали и 9 межправительственных соглашений: о межбюджетных отношениях, о разграничении государственной собственности, об охране окружающей среды, об обеспечении работы предприятий оборонного комплекса, расположенных на территории республики, о таможенном деле, о владении, пользовании и распоряжении нефтесырьевыми ресурсами и т.д.

Договор и соглашения сняли существенный элемент двусмысленности и неопределенности в наших отношениях с Москвой, а в ряде случаев мы получили в руки реальные рычаги управления экономикой республики.

Середина и вторая половина 1990-х годов были самым тяжелым периодом того системного кризиса, который постиг Россию после развала СССР. Без заказов, а значит, без работы и без денег, стояла оборонка – тогда ключевая отрасль республиканской промышленности.


Гражданские направления в промышленности тоже переживали не лучшее время – резко упала покупательная способность жителей республики и страны, к тому же в Россию хлынул никем не контролировавшийся поток импортного ширпотреба. На мой вопрос о судьбе Ижевского автозавода тогдашний глава правительства страны заявил: «А кому они вообще нужны, эти ваши «Москвичи»?». К сельскому хозяйству федеральная власть вообще относилась, как к «черной дыре», и надеялась, что нас накормит «добрый» американский или канадский фермер.

В этих тяжелейших условиях Госсовет 1-го созыва вынужден был вместе с правительством управлять экономикой в оперативном режиме, без конца перекраивая скудный бюджет, спасая и поддерживая то, что еще можно было спасти от банкротства, разорения и элементарного растаскивания.

Наконец, не стоит забывать, что Госсовет 1-го созыва в значительной мере был наследником не только Верховного Совета УАССР, но и нравов того времени. Многие депутаты по привычке предпочитали импровизации в ходе сессий, тогда как законотворчество требует системной, кропотливой и постоянной работы. Пришлось усиливать роль постоянных комиссий, переносить туда центр тяжести работы над законопроектами, если хотите, приучать депутатов быть более ответственными за свои предложения.

По существу, нам приходилось преодолевать митинговый, часто популистский период работы высшего законодательного органа республики, возвращать государственной власти на время утерянные авторитет и влияние.

При этом, как ни парадоксально, большим препятствием на этом пути была сложившаяся тогда система местного самоуправления, неподконтрольная органам государственной власти. Мы же считали, что исполнительные и представительные органы власти городов и районов должны быть включены в систему органов государственной власти. А главы городов и районов должны назначаться Президиумом Госсовета по согласованию с правительством республики и представительным органом города или района.

Наш закон «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике» вызвал большую дискуссию в стране, был рассмотрен в Конституционном суде РФ. Стратегически мы были правы: самостоятельность органов местного самоуправления – это длительный экономический и социально-политический процесс, и его искусственное ускорение ни к чему хорошему привести не может.
Сегодня, оценивая первые годы работы республиканского парламента, могу уверенно сказать, что все достижения того времени – плод напряженного труда нашей большой команды, в которой были и депутаты Госсовета, и члены правительства республики, и руководители большинства городов и районов. Никак нельзя сбросить со счетов и огромную поддержку руководителей наших промышленных предприятий. Все мы работали и продолжаем работать в одной команде. И я бесконечно благодарен всем, кто в меру своих сил и способностей содействовал выходу республики из кризиса.

А нашим главным достижением считал и считаю то, что мы сохранили созидательный потенциал Удмуртии. Только благодаря этому, когда в начале 2000-хгодов, с приходом к власти В.В. Путина, ситуация в стране начала меняться к лучшему, наша республика мощно двинулась вперед и вошла в число наиболее динамично развивающихся регионов России. Сегодня, кстати, перед нами стоят примерно те же задачи.

Антон Игнатьев
 


Армия-2017
Анна Телегина: «У нас доступно качественное лечение»

...

Анвар Богданов: «Только совместная работа сделает нас сильнее, эффективнее, конкурентоспособнее»

...

Александр Чумаков: «ДП «Ижевское» – лидер по качеству в области строительства автомобильных дорог в Удмуртской Республике»

...

Зоя Степнова: «Нужно формировать идеологию, направленную на поддержку местных производителей»

...

Яндекс.Метрика
www.izhevskinfo.ru
Камский институт
Купол
Полиграф
Пресс-Тайм
Управление Госэкспертизы
Разработка сайта - "Мифорс" / Дизайн-студия "Мухина"